ТЕМА №5 Сущность педагогического процесса Целевые ориентиры дошкольного образования Содержание темы: 1. Педагогический процесс: понятие, сущность, функции, структура, принципы, движущие силы и закономерности. 2. Целевые ориентиры дошкольного образования согласно ФГОС ДО Преподаватель: Ручко Лариса Сергеевна, к.пс.н, доцент, зав.кафедрой теории и методики воспитания Каким быть дошкольному детству? Что изменилось в связи с введением ФГОС? • Работа детского сада получила официальный статус «образовательная деятельность». • Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе • Социально-нормативные и психологические характеристики детей различных возрастных групп определены в качестве целевых ориентиров Новый стандарт дошкольно го образования • http://video.yandex.ru/users /koiro-edu-ru/view/27/ Или http://www.youtube.com/watc h?v=1Bo97_zfjo4#t=14 Новый ФГОС дошкольного образования – это стандарт детства ради детства (А.Асмолов) Педагогический процесс: сущность, понятие Педагогический процесс –это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. физическое Педагогическая нравственное интеллектуальное деятельность – Ребенок – субъект ПЕДАГОГ – особая сфера развития субъект деятельности, социальное эмоциональное направленная на эстетическое передачу новому поколению человечества опыта, Образовательная деятельность - организация и накопленного осуществление образовательного процесса с предыдущими целью реализации образовательных программ, а поколениями также предоставление образовательных услуг. Целостность педагогического процесса ВОСПИТАНИЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей, правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества и государства Процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению ЗУН и компетенциями, развитию способностей, приобретению опыта деятельности, опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности воспитательная развивающая образовательная социализирующая ФУНКЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Структура педагогического процесса Структура (лат. structure - строение, расположение, порядок) – совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ Цель (представление о желаемом результате) СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Цель Реализуются в педагогическом взаимодействии в совместной деятельности: Мотив (побуждает и направляет) Содержание Потребность Действия и операции Средства Формы, методы и средства Предмет Результат (удовлетворяет потребность) Результат деятельности Деятельность обучающегося и детского коллектива (мотивы, цели, содержание, формы, методы и средства деятельности) Деятельность педагога (цели, задачи, содержание, формы, методы и средства педагогического взаимодействия (деятельности)) Движущие силы и закономерности Движущие силы Закономерности педагогического педагогического процесса: процесса: ОперациональноСодержательноэто ПРОТИВОРЕЧИЯ деятельностные процессуальные внутренние внешние Содержание и характер деятельности обучающихся определяет особенности и результаты пед.процессов Пед. процесс носит целенаправленный, двусторонний, целостный характер Взаимообусловленность деятельности педагога и саморазвития обучающегося в результате содержательно насыщенной деятельности при ведущей роли взрослого Главная движущая сила совершенствования пед.процесса – своевременное выявление и разрешение педагогических противоречий Полнота и содержательность педагогических процессов обусловлены уровнем профессионального мастерства педагога Обусловленность целостного педагогического процесса связана с объективным характером педагогической деятельности Принципы педагогического процесса 1) Уважение личности ребенка, гуманизм 1) Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности ребенка 2) Культуросообразность 2)Построение процесса на конкретных образцах, получаемых через зрительные, моторные, тактильные ощущения 3) Доступность, природосообразность и индивидуализация 3) Использование культуры родной среды, нации, общества, страны, региона. 4) Активность личности, субъектность 5) Систематичность и последовательность 4) Необходимость соблюдения логических связей в организации педагогического процесса 5) Признание личности, сочетание разумной требовательности, соотнесенной с задачами развития 6) Наглядность 6) Собственная инициатива ребенка является важным фактором результативности 7) Вера в ребенка 7) Видение возможностей каждого, содействие ребенку при его самоутверждении в жизни ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ Кем и чем определяются целевые ориентиры образовательной деятельности? Государство КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОВ ГЛАВНЫЙ ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР ОБРАЗОВАНИЯ? Передача ребенку как можно большего объема знаний из различных областей Семья Развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления Род, племя, общество Идеалы самих педагогов Потребности личности Формирование ключевых компетенций личности, становление конкурентноспособной личности ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ФГОС Специфика дошкольного детства Гибкость и пластичность развития ребёнка Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП Высокий разброс вариантов развития Непосредственность и непроизвольность Системные особенности ДО • необязательность уровня ДО в РФ • отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат СПЕЦИФИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Специфика дошкольного детства Неправомерность требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений Необходимость определения результатов освоения ОП в виде целевых ориентиров Целевые ориентиры дошкольного образования (ЦО) Представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО Определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей НАЗНАЧЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Построение образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей ДО, общих для образования РФ формирование Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями изучение характеристик образования детей в возрасте от 2 мес. до 8 лет информирование родителей и иной общественности относительно целей ДО, общих для образования РФ ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА 7 ЛЕТ (ФГТ) 1) Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками 2) Любознательный, активный 3) Эмоционально отзывчивый Что 4) Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 5) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 6) Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту 7) Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе 8) Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности 9) Овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности изменилось? ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В младенческом и раннем возрасте 1. Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий 2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении 3. Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек 4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого 5. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им 6. Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства 7. У ребёнка развита крупная моторика; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.) ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ На этапе завершения дошкольного образования Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности… способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены Ребёнок проявляет любознательность ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проверьте себя: •Что представляет собой целостный педагогический процесс? •Целевые ориентиры – это мера расширения свободы или ограничение для педагога? •Какие задачи позволяет решать утверждение целевых ориентиров дошкольного образования? Дошкольное образование. Какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник? (24:30) Интервью с Волосовец Т.В. • http://www.youtube.com/wa tch?v=w8Sx2BsSzQ#t=108 •Могут ли целевые ориентиры служить основанием для аттестации педагогов? •Как целевые ориентиры могут помочь воспитателю в реализации педагогического процесса? Желаем успехов! Kafedra-tmv@yandex.ru