Педагогические наблюдения являются одним из главных условий успешной реализации программы ДОУ, так как педагог должен планировать свою деятельность таким образом, чтобы все мероприятия подходили детям и способствовали их развитию. Однако многие существующие сегодня системы наблюдения достаточно трудоемки, и для их практической реализации просто не хватает времени. Авторы программы «Вдохновения» разработали ряд учебно-практических пособий по ведению наблюдений и протоколированию результатов, которые значительно упрощают работу педагогов в этом направлении, в тоже время помогают проводить наблюдения регулярно с фиксацией выводов и рекомендаций. При проведении наблюдений используются самые простые способы, а именно, отстраненное и включенное наблюдение. Педагоги нашего детского сада ведут работу по педагогическому наблюдению, опираясь на данные рекомендации. Педагогические наблюдения позволяют увидеть развитие каждого отдельного ребенка, определить потребности, интересы, и умения детей, при необходимости внести изменения в среду группы, выявить моменты, вызывающие озабоченность, и найти способы, позволяющие наилучшим образом решить проблемные ситуации. При этом ценность наблюдений заключается в признании уникальности и целостности личности каждого ребенка, принятии его индивидуальных особенностей и права на самостоятельные действия. Во время отстраненного наблюдения педагог старается не вмешиваться в действия ребенка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни). Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого для определения уровня знаний. Проводятся наблюдения в периоды активной деятельности детей. Особое внимание обращается на те моменты, когда ребенок впервые проявил какиелибо качества или способности. В отдельных случаях делаются фотографии, они помогают впоследствии составить комплексное видение происходящего. Выводы могут охватывать целый спектр особенностей и достижений ребенка. Чтобы отразить факты, свидетельствующие об уровне и динамике развития детей, педагоги ведут Индивидуальные карты развития воспитанников.