Система мониторинга образовательных достижений воспитанников Программой дошкольного образования предусмотрен мониторинг динамики образовательных достижений воспитанников, основанный на методе наблюдения и включающее: - наблюдение за детьми в специальной организованной деятельности; - карты развития ребенка; - различные шкалы индивидуального развития; - анализ продуктов детской деятельности; - в деятельности в режимных моментах. Методами оценивания служат: Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «Радуга» под редакцией Дороновой Т.Н., позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе: – коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.); – игровой деятельности; – познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); – проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность); – художественной деятельности – физического развития. Психологическая готовность к школе: - методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности; - беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе. - Ранний возраст: Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной, Л.Г.Голубевой. Анализ продуктов детской деятельности. Методика Т.С.Комаровой Мониторинг образовательных успехов воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год; В конце года (май) – итоговое наблюдение, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства организации воспитательно - образовательного процесса в группе. В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В). Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме. Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач. Низкий (1 балл) – имеются значительные ошибки в нормах соответствия программе. Мониторинг образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми. Карта наблюдения и оценки развития детей от 1,5 до 3 лет Ребенок группа пол Воспитатель Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл) 1. Социально-коммуникативное развитие Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года 1. Описывает себя, свою семью и культурную группу: - называет себя мальчиком или девочкой - знает собственное имя, фамилию, имена родителей - рассказывает о случаях, праздниках в своей семье 2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим: - делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками - отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками - проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками 3. Выражает эмоции приемлемым способом: - проявляет готовность ждать появления матери - быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого - выражает чувства словами 4. Самообслуживание: - умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться - умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду - умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком - умеет держать ложку в правой руке 5. Трудовые поручения: - умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место) - умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.) - предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными 6. Воспитание целостного отношения к труду: - проявляет желание трудиться - проявляет интерес к людям разных профессий 7. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте: - имеет представление о светофоре и его сигналах - знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов - в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте 8. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении: - знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.) - имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и I* II пр.) - знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами 9. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке: - знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр. - на прогулке встает в пару, определяет границы площадки - способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения Всего (среднее значение): 2. Познавательное развитие 1. Проявляет познавательный интерес: - задает вопросы о мире, событиях, материалах - проявляет любознательность - возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем 2. Проявляет интерес к действиям с предметами: - распознает основные формы предметов (шар, куб) - различает и называет предметы ближайшего окружения - подбирает несколько необходимых предметов для игры 3. Классифицирует по признакам: - сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки - подбирает предметы по цвету, форме, размеру - различает предметы по цвету, форме, размеру Всего (среднее значение) 3. Речевое развитие 1. Правильно реагирует на речевую информацию: - понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту - выполняет указания, содержащие два, три и более шагов - следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его 2. Активная речь: - пользуется предложениями из трех и более слов - отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам - излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение 3. Говорит понятно для слушателей: - разговорный словарь достигает 250 – 700 слов - активно общается со знакомыми людьми - использует в речи разные виды предложений 4. Проявляет интерес к художественной литературе: - легко охотно соглашается послушать чтение - просит взрослого почитать или рассказать историю - пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй 5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности: - самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты - правильно держит книгу, листает от начала до конца - любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках 6. Видит связь между устной и письменной речью: - опознает символические обозначения, используемые в группе - узнает написание своего имени - имитирует письмо взрослых Всего (среднее значение) 4. Художественно-эстетическое развитие 1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки: - просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее - внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок - подпевает отдельные слова и фразы 2. Сам пытается музицировать: - способен узнавать знакомую мелодию, песню - распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало - использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты 3. Двигается под музыку: - начинает движения с началом музыки - двигается в соответствии с характером музыки - выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики») 4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев: - проявляет интерес к разным видам изодеятельности - может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут - радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно 5. Воплощает идеи в реальность: - называет, что нарисовал - знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д. - умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку» 6. Проявляет воображение: - выбирает разные цвета - использует разные материалы, размер и цвет бумаги - умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто) Всего (среднее значение) 5. Физическое развитие 1. Демонстрирует координированные движения: - умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем - прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед - умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии 2. Удерживает равновесие: - стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия - проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого - умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе 3. Использует координированные движения: - поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку - рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками - выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора 4. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни: - самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки - с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком - при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место 5. Знает некоторые части тела и их функции: - называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина) - может показать эти части тела 6. Знает предметы, связанные с гигиеной: - знает свой шкафчик - знает свою кровать - знает свое полотенце и пр. Всего (среднее значение) Итого (среднее значение) Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет Ребенок группа пол Воспитатель Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл) Критерии развития 1-й год (младша я группа) 2-й год (средняя группа I* II I II 1. Социально-коммуникативное развитие 1. Описывает себя, свою семью и культурную группу: - называет себя мальчиком или девочкой - воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх - рассказывает о своей семье, о культуре и традициях 2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим: - проявляет уважение к себе и другим - легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками - знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор 3. Выражает эмоции приемлемым способом: - опознает и называет различные эмоции - выражает чувства словами - объясняет причины своих эмоций 4. Проявляет эмпатию к другим людям: - демонстрирует понимание чувств других людей не вербально - помогает другим в случае необходимости -выражает понимание чувств вербально 5. Самоконтроль и взаимодействие: - навыки игры сформированы соответственно возрасту - присоединяется к игре по приглашению или просьбе - играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других 6. Понимает и уважает различия между людьми: - играет с ребенком другой культурной принадлежности - интересуется различиями между собой и другими - использует подходящие слова, обсуждая различия 7. Самообслуживание: - умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду - может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы - бережно относится к личным вещам и вещам сверстников 3-й год (старша я группа) I II 4-й год (под готови тельная группа) I II 8. Ручной труд: - проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги - делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д. - принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала 9. Воспитание ценностного отношения к труду: - проявляет желание трудиться - ответственно выполняет трудовые поручения - помогает сверстникам и взрослым при затруднении 10. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте: - знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу - знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице - знает правила безопасного поведения в транспорте 11. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе: - знает и соблюдает правила экологического поведения в природе - знает и соблюдает правила общения с животными - имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.) 12. Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, в быту: - знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада - знает и выполняет правила поведения на прогулке - знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами Всего (среднее значение): 2. Познавательное развитие 1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы: - задает вопросы о мире, событиях, материалах - проявляет любознательность - возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем 2. Планирует и ставит цель: - планирует предстоящую деятельность, что собирается делать - подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы -выдвигает гипотезы и предложения 3. Классифицирует по признакам: - классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д. - подбирает группу объектов на основании функционального сходства - находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему 4. Понимает количественные отношения: - устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их - сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало - складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы - использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др. 5. Понимает основные пространственные отношения: - понимает слова, обозначающие положение или направления - правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения - решает различные пространственные головоломки (пазлы) 6. Обнаруживает наличие представлений о времени: - знает слова, означающие время суток - понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д. - знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев Всего (среднее значение) 3. Речевое развитие 1. Правильно реагирует на речевую информацию: - выполняет указания, содержащие два, три и более шагов - следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует - задает уместные вопросы 2. Говорит понятно для слушателей: - использует части речи согласно возрасту - согласует слова в предложении - говорит соответственно возрасту 3. Излагает историю, тот или иной текст в последовательности: - рассказывает собственную историю - развивает предложения 4. Сосредоточенно слушает чтение вслух: - легко и охотно соглашается послушать чтение -просит взрослого почитать или рассказать историю - высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги 5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности: - часто посещает литературный центр - правильно держит книгу, листает от начала до конца - любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках 6. Видит связь между устной и письменной речью: - опознает символические обозначения, используемые в группе - узнает написание своего имени - диктует свои истории воспитателю Всего (среднее значение) 4. Художественно-эстетическое развитие 1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки: - просит включить и повторить песню, мелодию, - узнает марш, вальс, колыбельную, песню - слушает мелодию и песню 2. Сам пытается музицировать: - использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности - может назвать несколько музыкальных инструментов - поет песню, напевает мелодию 3. Двигается под музыку: - может использовать танец, выученный на музыкальном занятии - придумывает движения, невеяные музыкой - любит смотреть, как танцуют дети, взрослые 4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев: - высказывается по поводу нравящихся предметов, продуктов труда - тщательно подбирает материалы для творчества, прорабатывает детали - проявляет оригинальность в работах, предлагает множество решений 5. Воплощает идеи в реальность: - рассказывает о замыслах и создает продукты, отражающие мысли и чувства - выражает свои идеи и чувства разными способами, экспериментирует с цветом, импровизирует - рисует изображения, навеянные музыкой 6. Проявляет воображение: - придумывает другую концовку знакомой сказки, рассказа - использует схемы для реализации результата - использует материалы оригинальным способом 7. Выражает свои идеи и чувства различными средствами: - экспериментирует с цветом, песком, кубиками, словами и т.д. - рисует картины после полученных впечатлений - добавляет оригинальные предложения, развивая мысль или дело Всего (среднее значение) 5. Физическое развитие 1. Демонстрирует координированные движения: - ловит мяч двумя руками - бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия - прыгает через скакалку (одним из способов) 2. Удерживает равновесие: - стоит на одной ноге - идет по узкой полосе - проходит по низкому брусу 3. Использует координированные движения: - проявляет способность координации глаз/рука - застегивает молнии и пуговицы, завязывает шнурки - режет по линии 4. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни: - моет руки, когда нужно, по мере необходимости - заботится о чистоте зубов, знает, что такое правильная пища - регулярно упражняется в движениях и отдыхе 5. Знает некоторые части тела и их функции: - называет важнейшие части тела и их функции - охраняет части тела и органы - может описать характер физической боли или неудобства, их места Всего (среднее значение) Итого (среднее значение) Примечание: I – начало учебного года, II – конец учебного года Количественная обработка данных педагогической диагностики Педагогическая диагностика достижений воспитанников группы в / учебном году № п/ п Фамил ия, имя ребенк а Социальнокоммуникати вное развитие I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Итого по группе (среднее значение) II Образовательные области Познавател Речево Художестве ьное е нно развитие развит эстетическ ие ое развитие I II I II I II Физичес кое развитие I II Итого (средне е значен ие) I II